Действие алкоголя на слизистую.

Действие алкоголя на слизистую.

Явления, непосредственно сопутствующие введению алко­голя в желудок. Ощущение теплоты по всему протя­жению слизистой оболочки от рта до желудка. Ощущение это является во рту почти одновременно с моментом прикосновения алкоголя к слизистой оболочке. Далее пауза меж­ду ними, по-видимому, длиннее (очень несовершенные наблюде­ние над самим собою). Ощущение во рту выяснено яснее. Оно тем сильнее, чем богаче напиток алкоголем и чем реже он приходит в соприкосновение с слизистой оболочкой рта. У лягушки это ощу­щение должно доходить до степени страшной боли, потому что она приходит в бешенство от нескольких капель алкоголя в рот. При действии алкоголя на кожу чувство теплоты является не так быстро, как во рту (К. Г. Мичерлих, 1[осо] c[itato]). Физиологи­ческий смысл всех этих явлений, как и всех ощущений вообще, темен.

Все, что может бросить хотя некоторый свет на эти факты, заключается в наблюдении Бильрота, который нашел непосред­ственное окончание нервных нитей в эпителийных клетках языка у лягушки. Следовательно, по крайней мере, для этого животного, несомненно, что алкоголь во рту приходит в непосредственное соприкосновение с концевым нервным аппаратом (Nervenendap- parat). Притом нельзя сомневаться, что в минуту этого соприкос­новения является эндосмотический ток воды из эпителийной клет­ки к алкоголю. Но заключается ли в этом причина рассматривае­мого ощущения, сказать, разумеется, нельзя, несмотря на то, что этим объяснялись бы все вычисленные видоизменения этого явле­ния, тем более, что даже чистых аналогий для этого факта не существует.

Усиленное отделение слюны является как при сма­чивании алкоголем слизистой оболочки рта, так и при введении его через зонд прямо в желудок. Первый случай есть рефлекс с нервов трехраздельного и языкоглоточного на лицевой и слюн­ные; пути второго неизвестны. Этим свойством алкоголя мож­но объяснить то, по-видимому, странное обстоятельство, что в очень жаркие дни он утоляет жажду. Последнее я слышал от военных людей, делавших летом большие походы и испытавших это действие на самих себе.

Рвота, по моим наблюдениям, является у собаки иногда непосредственно за введением алкоголя в желудок, и только при больших дозах (свыше 50 см 90-процентного алкоголя). Факт этот есть не что иное, как видоизменение опыта Людвига, в кото­ром рвота вызывается через раздражение слизистой оболочки желудка электрическим током в окружности cardiae. У человека рвота является как кульминационный пункт опьянения и имеет, вероятно, ту же причину; например, в опьянении горизон­тальное положение легче производит рвоту, чем вертикальное, или, по крайней мере, усиливает симптомы, предшествующие рво­те. Впрочем, существуют факты, указывающие на то, что для рво­ты раздражение желудка не необходимо, например, рвота при вдыхании паров хлороформа, при впрыскивании рвотного камня в вены и tip.

О влиянии алкоголя на отделение желудочного сока будет го­вориться ниже.

Местное действие алкоголя на слизистую оболочку желудка не было для меня предметом изучения; следовательно, к выше­приведенным словам Мичерлиха в сущности я не могу Прибавить ничего. Приведу только одно наблюдение. Собаке было впрыснуто в прямую кишку двадцать см3 абсолютного алкоголя: через несколько часов появились у животного кровавые испражне­ния.


О влиянии алкоголя на содержимое желудка упоминают лишь, для порядка, ибо это вопрос диететический, не имеющий поч­ти никакой связи с опьянением. В русской диететике это, одна­ко, вопрос очень важный, и между тем для него почти ничего не сделано. Интересны были бы, например, опыты искусственного пищеварения и с всасыванием жира под влиянием алкоголя. Не мешало бы попробовать, как действует сырой яичный белок на


алкоголь, только что принятый внутрь, — в какой степени он мо­жет замедлить или ослабить всасывание последнего.