Лигалайз в отдельно взятом штате

Лигалайз в отдельно взятом штате

Итак, свершилось. В штате Нью-Мексико появился совершенно официальный поставщик марихуаны, выращенной для медицинских целей. Теперь там не только действует специальная программа, в которую включено уже 250 пациентов, но и с сырьем никаких проблем не будет.

Местное медицинское руководство в восторге. «Мы горды, что достигли заключительной фазы нашей программы, и теперь пациенты Нью-Мексико, которые страдают от хронических, изнурительных заболеваний, могут официально получить доступ к медицинской марихуане», — сказал министр здравоохранения Альфредо Вигиль (Аlfredo Vigil), MD.

Список Вигиля

Вот перечень заболеваний, дающих право официально курить травку:
— рак любой локализации;
— глаукома;
— рассеянный склероз;
— повреждение спинного мозга с выраженным спастическим синдромом;
— эпилепсия;
— ВИЧ/СПИД;
— периферическая нейропатия с выраженным болевым синдромом;
— неукротимая тошнота/рвота;
— анорексия/кахексия;
— гепатит С;
— терминальный илеит (болезнь Крона);
— посттравматическое стрессовое расстройство;
— амиотрофический боковой склероз.

Кроме того, после дополнительного рассмотрения в перечне показаний могут появиться хронический болевой синдром, биполярное расстройство, артриты, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких и даже такое немедицинское состояние, как синдром хронической усталости. Если последнюю «болезнь» включат в список, то число участников программы может возрасти в сотни, а то и в тысячи раз, психоаналитики очень любят этот «диагноз».

Впрочем, далеко не все медики в восторге. Хотя бы потому, что ценность нативной марихуаны как медицинского средства по-прежнему остается спорной. И ладно, если речь идет о раке, но подсаживать на наркотик человека с «синдромом менеджера» — деяние, которое должно оцениваться не медицинскими документами, а уголовным законодательством.

Аспирин XXI века

Последние полвека медицинские свойства каннабиса изучались достаточно интенсивно. И вывод многих исследований звучит достаточно определенно — марихуана обладает неплохим терапевтическим потенциалом. Впрочем, чему тут удивляться, ведь в этом растении обнаружено более четырёхсот пятидесяти психоактивных веществ, и лишь шестьдесят из них так или иначе влияют на формирование зависимости. Остальные вполне могут быть использованы в «мирных» целях.

В журнале Nature были опубликованы результаты по-своему революционного исследования. Ученые из лаборатории клеточной биологии Национального института психического здоровья США (Laboratory of Cell Biology, National Institutes of Mental Health) идентифицировали в нашем организме каннабиноидные рецепторы CB1. Больше всего их оказалось в базальных ганглиях, мозжечке и гиппокампе. Именно СВ1 отвечает за потерю контроля над координацией движений и проблемы с кратковременной памятью, которые возникают при курении марихуаны. Стало очевидно, что организм человека давно и очень хорошо знаком с психоактивными веществами, входящими в состав конопли индийской.

Известно, что внутри тела человека есть небольшие биохимические лаборатории, в которых производятся наркотики. Про эндорфин, выделяющийся при разного вида удовольствиях, в том числе сексуальных, слышали все. Оказалось, что есть у людей и эндоканнабиноидная система, и представлена она целым рядом биологически активных веществ.

Нервные клетки (нейроны) контактируют между собой и с клетками органов, на работу которых они влияют, через специальные образования — синапсы. Это место, где мембраны двух клеток тесно прилегают друг к другу. Когда импульс идет по одному нейрону и достигает синапса, из его мембраны высвобождаются специальные молекулы — химические переносчики, так называемые нейротрансмиттеры. Они быстро пересекают межмембранное пространство и связываются рецепторами на мембране второго нейрона, после чего в результате частичного открытия мембраны для ионов импульс возникает и в этом нейроне. Если упростить до предела, схема выглядит следующим образом: электрический импульс стимулирует выброс нейротрансмиттеров в синаптическую щель, а они, добравшись до рецепторов «принимающего» участка, вызывают определенную ответную реакцию.

Как выяснилось, эндоканнабиноидная система напрямую влияет на основные нейротрансмиттеры головного мозга. Так, нейротрансмиттер глутамат играет важную роль при эпилепсии и гибели нервных клеток при инсульте. Гамма-аминомасляная кислота отвечает за синдром тревожности. Нейротрансмиттер норадреналин — за нарушения гомеостаза, гормонального фона, депрессию. Мигрень, болезнь Паркинсона, шизофрения — за эти и другие болезни и расстройства в той или иной степени отвечают нейротрансмиттеры.

Не зря некоторые сторонники медицинской легализации марихуаны называют её «аспирином XXI века» — спектр действия каннабиса огромен. Но это в теории, а на практике начинаются сложности.

Самая первая трудность состоит в том, что конопля содержит в себе несколько сотен активных компонентов, и концентрация этих веществ в растении — показатель очень нестабильный. Он зависит от вида растения (три основных вида и огромное количество гибридов), местности происхождения, срока сбора, условий хранения и многих других факторов. А для того, чтобы какие-либо исследования можно было сравнивать между собой, необходимо соблюдать принцип воспроизводимости условий эксперимента.

Ученым удалось синтезировать основное действующее вещество каннабиса — тетрагидроканнабинол (ТНС). Но при сравнительных исследованиях оказалось, что он значительно слабее, чем марихуана в нативном (необработанном) виде. Видимо, остальные компоненты растения усиливают действие тетрагидроканнабинола. Но какие именно и каким образом усиливают — выяснить пока не удалось.

Так что систематизированных данных по каннабису, да ещё проверенных в полноценных клинических испытаниях, пока нет. И в ближайшее время не ожидается. Хотя бы потому, что создать адекватную животную модель, на которой можно было бы изучать психотропные эффекты активных компонентов конопли, не удается — слишком уникально влияние марихуаны на поведение человека.

А если нельзя создать модель, значит нельзя проверить безопасность препарата. И на этот счет у Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) позиция очень жесткая. Раз нет достаточных и весомых доказательств безопасности и эффективности, собранных по всем правилам, одобрения на использование каннабиса в клинической практике не будет. Об этом прямо сказано в заявлении Администрации от 20 апреля 2006 года. И специально подчеркнуто, что это — единственный в США регулирующий орган, который может принимать подобные решения. Никакие законы штатов, принимаемые по результатам референдумов или после внесения соответствующих законопроектов, не вправе разрешать использование марихуаны в медицинских целях. Люди, которые будут получать или выращивать марихуану по нормам таких законов, с точки зрения федерального законодательства совершают правонарушение и могут преследоваться как в административном, так и в уголовном порядке. Видимо, это был камень в огород Калифорнии и некоторых других «продвинутых» штатов США, легализовавших каннабис в медицинских целях.

Что такое хорошо

На сегодняшний день учёным удалось выявить ряд болезней, при лечении которых могли бы помочь препараты из марихуаны. Одно из активных веществ каннабиса — каннабидиол — способно препятствовать метастазированию рака молочной железы, установили ученые из Калифорнийского тихоокеанского медицинского центра (California Pacific Medical Center). Эффект, по мнению авторов исследования, достигается за счет блокировки в раковых клетках молочной железы специфического гена Id-1, ответственного за распространение опухоли. Большой плюс в том, что каннабидиол не является психоактивным веществом. Только вот курением добиться терапевтической концентрации каннабидиола в крови нереально, что специально оговорено в статье.

Специалисты Боннского университета (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universit?t Bonn) выяснили, что хорошими противоаллергическими свойствами обладает тетрагидроканнабинол, что позволяет использовать его при лечении иммунологических патологий. Аллергические реакции у подопытных животных учёные объяснили недостаточностью выработки эндогенных каннабиноидов. Введение тетрагидроканнабинола ликвидировало возникший дефицит и нормализовало состояние иммунной системы.

Кроме того, тетрагидроканнабинол способен подавлять рост и распространение рака легкого. Медикам Гарвардского университета (Harvard University) в экспериментах удалось добиться уменьшения размера опухоли у мышей почти в два раза. Точный механизм антиопухолевого действия, впрочем, остался неизвестен. Ученые лишь предположили, что это может быть связано с прерыванием жизненного цикла раковых клеток на ранних стадиях и прекращением прорастания кровеносных сосудов по ходу роста опухоли.

В исследовании специалистов Ганноверской медицинской школы (Hannover Medical School) тетрагидроканнабинол показал также эффективность против синдрома Туретта. Шестнадцать человек получали лечение, и лишь пять из них сообщили о незначительных и преходящих побочных явлениях. Синдром Туретта относится к наследственной патологии и проявляется в виде тикообразных подёргиваний мышц лица, шеи и плечевого пояса, непроизвольных движений губ и языка с частым покашливанием и сплевыванием, а также в виде копролалии (непроизвольном и неконтролируемом выкрикивании нецензурных слов).

В качестве средства против болезненных спазмов мышц при рассеянном склерозе эффективен тетрагидроканнабинол. С весны 2005 года в Канаде разрешено использование препарата Сативекс, в состав которого входят тетрагидроканнабинол и каннабидиол. В ноябре 2005 этот же препарат для 85 тысяч больных рассеянным склерозом разрешила импортировать Великобритания. Исследования, проведенные в марте 2007 года учеными британской Национальной службы здравоохранения, показали, что решение, в общем-то было правильное. Из 189 человек почти на треть улучшились объективные показатели у 40%.

И что такое плохо

Тем не менее, не всё так однозначно. Применение марихуаны в нативном виде приводит к развитию психозов. Физическая зависимость от этого наркотика не развивается, но и тех психопатологических сдвигов, которые возникают при регулярном употреблении каннабиса, а также при его передозировке, более чем достаточно, чтобы относиться к подобному лекарству с большой настороженностью. Шизофрении, конечно, не будет, но делирий или параноидальный психоз заработать можно. В этом сошлись и новозеландские исследователи в 2006 году, и две группы британских исследователей — в 2004 и 2007 годах.

Мало того, марихуана оставляет очень мощный и долго сохраняющийся след от своего пребывания в головном мозгу. Как установили эксперты американского Национального института по проблемам наркотической зависимости (National Institute on Drug Abuse), изменения в мозговом кровообращении остаются даже через месяц после того, как человек прекратил курить марихуану.

Ещё один очень большой минус каннабиса — это побочные эффекты, связанные с его курением. Канадские ученые изучили состав дыма сигареты с табаком и сигареты с марихуаной. Оказалось, что качественный химический состав дымов примерно одинаковый. Но вот количественные характеристики по некоторым показателям существенно различались. Так, в дыме марихуаны оказалось в 20 раз больше аммиака и в 3–5 раз больше синильной кислоты, оксидов азота и циклических аминов. Все перечисленные вещества являются канцерогенами. Итак, что же получается? Да, действительно, среди веществ, обнаруженных в конопле, есть несколько соединений, перспективных в плане создания новых лекарственных средств. Однако традиционный путь применения марихуаны — то есть её курение — не обеспечивает должного уровня безопасности, мало того, потенциальный вред от такого способа введения действующих начал каннабиса в организм многократно перевешивает потенциальную пользу. Это касается, впрочем, любого вида употребления нативной марихуаны.

Даже если каннабис разрешат повсеместно использовать в медицинских целях, это будет не цельное растение, а экстрагированные или синтезированные аналоги биологически активных веществ, как в случае с упомянутым Сативексом. То есть одно из основных требований сторонников «медицинского лигалайза» — разрешить пациентам самим выращивать «лекарственное» растение и курить его в виде самолечения — вряд ли будет удовлетворено.

В конце концов, марихуану постигнет участь опийного мака: из растения будет взято только то, что действительно может принести пользу человечеству. Какой способ предпочтет медицина — приготовление экстрактов или использование синтетических аналогов, покажет время. Опыт фармакологии свидетельствует, что могут прижиться и тот, и другой. Зависит это, в том числе, и от результатов продолжающихся по сей день исследований. Ну, а «травка» как была под запретом в большинстве стран мира, так и останется.

Использованы материалы статьи «Травка по рецепту», опубликованной автором в журнале «Вокруг света».

Автор: Алексей Водовозов