О проблеме алкоголизации поговорили на заседании дискуссионного клуба «Гайд Парк» в Сыктывкаре

О проблеме алкоголизации поговорили на заседании дискуссионного клуба «Гайд Парк» в Сыктывкаре

Иногда развлекательные клубы можно заподозрить в нецелевом использовании своего предназначения: когда, например, в них не веселятся, не играет музыка, а гламурная публика не пьет коктейли. Но еще более преступно, когда в развлекательных клубах собираются люди, которые начинают ругать развлечения. Очередной повод уличить реальность в передержках выпал корреспонденту «КомиОнлайна» вечером 24 мая, когда в сыктывкарском «Тропике» прошло заседание дискуссионного клуба «Гайд Парк».


Участники заседания клуба обсудили вопрос как побороть алкоголизм в России

Была все же в этом какая-то ирония – осуждать алкоголизм в месте, где крепкие напитки являются элементом дизайна и полноправным гостем на каждой вечеринке. Тема для обсуждения была выбрана вполне стандартная и, разумеется, подразумевающая наличие двух противоположных точек зрения – «Сухой закон: pro et contra».

Те, кто пришел в клуб пораньше, могли увидеть за одним из столов грустного депутата Государственного Совета Коми Василия Попова: на тот момент он одиноко представлял сторону «pro». Напротив него в компании друг друга радостно разговаривали владелец сети магазинов «Продтовары» Галина Лапшина и член Общественной палаты Коми, юрист регионального отделения «Опоры России» Сергей Изъюров. На фоне их тандема, сформировавшегося, наверное, благодаря схожести бизнес-взглядов, парламентарий выглядел пораженцем. Но потом силы сравнялись: к депутату присоединились врач-нарколог Андрей Никитин и преподаватель Ухтинского государственного технического университета Виктор Тельнов. В лагере «contra» дислоцировался молодой эксперт Андрей Никулин. По периметру гроздьями расположилась молодежь, которой, судя по заявленной теме, предстояло временами краснеть, протестовать, стыдиться и возмущаться. В конце ей дали слово.

Не начала, а дала старт не дискуссии, а поединку девушка.

— Рада приветствовать вас на втором… — тут было бы уместно вставить слово «ежегодном», но она все же не стала отклоняться от сценария, — дискуссионном клубе. Наша сегодняшняя тема – алкоголизация, — четко и пафосно произнесла она.

Профессиональный ведущий Илья Зубов затем объявил о теме и формате клуба и напомнил про состоявшиеся недавно парламентские слушания, где обсуждалось то же самое. В числе прочих там прозвучало предложение приравнять пиво и коктейли к алкогольным напиткам со всеми ограничительными запретами: их нельзя будет продавать после 23:00 и пить на улицах. Несмотря на то, что обсуждение началось с легкого пива, в течение всего часа оппоненты увлекали друг друга, ведущего, публику и корреспондента «КомиОнлайна» в мир спиртного повышенной крепости. И выбраться оттуда мало кто сумел.

Для затравки показали ролик, снятый «Пятым каналом» и выложенный где-то на Youtube.com. За три минуты журналистка с экрана объяснила все причины и последствия алкоголизма, углубилась в историю, взяла около десяти интервью у прохожих и врачей, продемонстрировала фотографии физически уродливых детей, рожденных у пьющих матерей, что все яснее убеждало в необходимости решения вопроса алкоголизации и неотложного поиска пути как избавиться от алкогольной зависимости в стране, ввернула несколько философских изречений и не забыла назвать в конце свою фамилию. После увиденного атмосфера в зале стала совсем безрадостной.

— Решит ли проблему введение ограничений? — подкинул вопрос И.Зубов.

— Я в торговле работаю давно, — начала Г.Лапшина, и в этом момент корреспондент «КомиОнлайна» про себя продолжил ее речь: «Уже 40 лет» и не ошибся, — уже 40 лет. Я много видела ограничений: и сухой закон, и безалкогольные свадьбы. Никакого результата это не дало. Сейчас стало модно пить пиво.

Предприниматель рассказала, что 12-15 лет назад крепкий алкоголь в торговом обороте составлял 40-47 процентов, а теперь – 20 процентов. Но пить меньше не стали: теперь население, по ее словам, пьет неучтенный алкоголь. Все же Г.Лапшина сделала реверанс в сторону противной стороны, положительно отозвавшись о государственном регулировании алкогольного рынка.

— Я не просто за ужесточение продажи алкоголя, я как никто другой наблюдаю результаты, — после этих слов внимательно знакомиться с результатами работы врача-нарколога А.Никитина мало кому захотелось. – Забота о здоровье должна быть на первом месте, а не прибыль торговцев.

Вернулся к молодому поколению депутат:

— Надо помочь молодежи приобрести социальные привычки, одобренные обществом, — сказал В.Попов, имея в виду семейные ценности, здоровый образ жизни и аналогичные вещи, которые у части общества могут вызвать скуку.

— Кто сказал, что алкоголь приносит вред? Почему человеку надо запретить выпить бутылочку пива в свое удовольствие, он ведь не нарушает прав? – поинтересовался эксперт А.Никулин. Его позиция была настолько проигрышной, что на заложенную в ней провокацию оппоненты отреагировали вяло, почти отмахнувшись.

— Запрет героина как-то же решает проблему. Если позволить, то через три месяца никого не останется, — объяснил В.Тельнов из команды «pro», развивая тему, не скупясь на жесткие аллегории и метафоры. — Пивные концерны не являются российскими компаниями, они изымают деньги из наших смертей.

Как выяснилось, он часто ездит с лекциями о вреде употребления спиртных напитков, как влияет алкоголь на организм, иногда ему приходится решать и такие задачи, как «проблема алкоголизма в 5 «б» классе». Он также заявил, что после введения запрета на продажу алкоголя ночью в Коми снизилась преступность в это время суток. В этот момент зал впервые зааплодировал.

— Мы боремся с последствиями, а не с причинами. Почему мы не учитываем социальное положение населения, экономическую ситуацию, досуг, подъем села, зарплаты. У нас происходит подмена понятий, — заявил С.Изъюров, но корреспондент «КомиОнлайна» так и не понял, кто подменяет эти понятия – сам юрист, или он обвиняет в этом своих оппонентов.

Во второй части, которая, на самом деле, мало чем отличалась от первой, участники вернулись к заявлению о снижении преступности из-за сухого закона.

— Причинно-следственная связь между введением запрета на алкоголь и снижением преступлений явно не прослеживается, тут может быть множество факторов, — отметил А.Никулин.

— Когда я писал реферат по юридической теме, я заметил, что в 1985-1987 годы в несколько раз сократилось количество вынесенных судами смертельных приговоров. Когда я стал выяснять, почему так, профессор мне сказал, что именно в эти годы в Советском Союзе был сухой закон, — против такого довода В.Тельнова трудно было что-то противопоставить. – А сегодня мы никого не убиваем, мы их содержим, кормим.

Было в его словах и как они были произнесены что-то неуловимо аморальное, негуманное, но ведь и тема была не простая – сложная.

Участники напомнили друг другу, что если у населения отнять алкоголь, то и взамен-то нечего дать: люди в их понимании, подумал корреспондент «КомиОнлайна», выглядят какими-то золушками или сизифами – если поручить им какую-то бессмысленную работу, например, перебрать зерно, то пить они и не подумают. Идет алкогольная зачистка, и через 30 лет от коми населения никого не останется, говорил другой. У северных народов, в отличие от южан, не хватает ферментов, расщепляющих алкоголь, что ведет к алкогольной интоксикации и зависимости, вдавался в биохимию третий. Наши фильмы пропагандируют выпивку, даже в «Иронии судьбы» все случилось из-за чрезмерного употребления, звучали слова. Раньше в Сыктывкаре было всего 12 магазинов, где продавали алкоголь, вспомнил кто-то. После рекламы пива на ТВ всегда идет реклама средств от импотенции, потому что и в жизни так же, добавил один из участников.

— Я готов выступить против любой пропаганды алкоголя, — подытожил В.Тельнов. Напротив него за барной стойкой стояли и блестели разноцветные бутылки крепкого и местами дорогого алкоголя. Никакого конфуза они не испытывали – придет время, и их содержимое разольют по бокалам или стопкам благодарной публике. И никакая антипропаганда этому не помешает.

Наконец пришло время зала. У микрофона появился молодой человек по имени Денис. Он отчего-то знает, что в Италии на ужин родители наливают своим детям бокал вина, и это нормально. Все зависит от культуры и духовного самопознания, настаивал он. Сам он, судя по всему, проблем с духовным развитием не испытывал, но пиво пьет в течение пяти лет только по праздникам. На момент выхода к микрофону ему исполнилось 18 лет.

Похожая на молодую чиновницу председатель молодежного парламента Коми Нина Новикова сделала акцент на том, что надо менять взгляды.

— Скоро последние звонки, выпускные, а у нас принято отмечать.

Почти в полном бессилии признался священник, заявивший, что у церкви нет приемов против пьянства, кроме силы любви, да и то она распространяется только на «своих». Как работает это оружие, для корреспондента «КомиОнлайна» осталось загадкой.

В заключение все участники по очереди подвели итог. Он был утешительным, но вариативным, исходя из заявленного вначале деления на две стороны. Единственное, что не поддавалось сомнению, — никакого серьезного результата после этого «поговорили», наверное, не будет.

По информации «КомиОнлайн»