Опрос ФОМ как зеркало заблуждений об алкоголизме

Опрос ФОМ как зеркало заблуждений об алкоголизме

Фонд «Общественное мнение» решил посвятить свой очередной опрос проблеме алкоголизма. Это вполне логично – на фоне поступающих сводок о новых жертвах «суррогатных эпидемий» в регионах, слухах об очередном кризисе в алкогольной промышленности и прочих околоалкогольных событий.

Результаты опроса, мягко говоря, шокируют. И приходит ясное понимание того, что и медикам, и властям предстоит еще очень много чего сделать в плане пропаганды полноценных и корректных антиалкогольных знаний. Результаты опроса – настоящая коллекция заблуждений об алкоголизме, несмотря на то, что 40 процентов опрошенных знают обо всем этом не понаслышке – среди их знакомых и родственников есть алкоголики. Впрочем, обо всем по порядку.

Пьют только слабовольные

Образ алкоголика в сознании россиян остался неизменным – опустившийся бесхребетный лентяй. 14 процентов опрошенных считают, что алкоголиками становятся только люди слабохарактерные, безвольные, неуверенные в себе, неспособные себя контролировать. Еще 12 процентов добавляют, что спиваются чаще бездельники, лентяи и тунеядцы. То есть основное внимание уделяется социальным и психологическим факторам. Алкоголизм выглядит как социальная распущенность, вседозволенность, удел безработных (21 процент опрошенных) неустроенных в жизни (9 процентов) или бедняков вообще (8 процентов).

В наших статьях мы уже неоднократно рассказывали, что это – самое большое заблуждение насчет алкоголизма. Болеют алкоголизмом и не могут остановиться отнюдь не только безвольные, слабосильные люди, но и те, кто достигает успехов, умеет справляться с проблемами, умеет побеждать. Мы также постоянно подчеркивали не только социально-психологические, но и генетические факторы риска развития зависимости. Но о генетике вспомнили лишь 3 процента опрошенных.

Алкоголизм излечим

Единственный пункт в результатах опроса, который не может не радовать – две трети опрошенных (64 процента) считают алкоголизм болезнью. Можно с уверенностью сказать, что усилия медиков и журналистов (грамотно освещающих этот вопрос) не пропали даром, и отношение к алкоголизму как к вредной привычке постепенно искореняется. Впрочем, дальнейшее рассмотрение результатов убавляет оптимизма. Почти половина респондентов уверена, что алкоголизм излечим. Причем среди людей с высшим образованием таких уверенно заблуждающихся еще больше – 69 процентов. Напрочь исключают наследственный характер заболевания 36 процентов опрошенных. И вообще не считают алкоголизм болезнью 28 процентов.

В чем тут дело – понятно. Не зря, говоря о журналистах, мы особо подчеркнули такое понятие как грамотность в освещаемом вопросе. Потому что безграмотных публикаций и передач на порядок больше. Достаточно взять в руки любую бесплатно распространяемую газету, как на нас хлынет поток объявлений и откровенно «джинсовых» статей о знахарях, народных целителях в энном поколении, изобретателях супер-препаратов и чудодейственных порошков, которые навсегда избавят пьющего от пристрастия к спиртному. Да и в телевизионных передачах про лечение алкоголизма иногда вещают такое, что возникает стойкое сомнение во вменяемости авторов и участников.

Спасение пьющих – дело рук самих пьющих

71 процент опрошенных осуждают алкоголиков. При этом весь груз ответственности они перекладывают непосредственно на пьющих. Аж 62 процента респондентов уверены в том, что страдающий алкоголизмом на самом деле страдает фигней. В том смысле, что алкоголик может сам, без посторонней помощи избавиться от пагубного пристрастия к спиртному. Просто не хочет. И поэтому самым эффективным способом лечения алкоголизма назван следующий — «взяться за ум и проявить силу воли». Такой совет дали бы зависимым от алкоголя 33 процента опрошенных.

О том, что на второй стадии алкоголизма у больного формируется физическая зависимость, этанол раз и навсегда встраивается в обмен веществ, делая невозможным существование без регулярной «дозаправки» — об этом никто не вспомнил. Или просто не знал.

Ну и раз алкоголизм – не болезнь, а привычка, то и к врачам обращаться не надо. Лишь 6 процентов опрошенных считают наиболее эффективным методом избавления от пристрастия к алкоголю кодирование. Это единственное упоминание о медицине в результатах опроса. Далее идут моральная поддержка и помощь близких (3 процента), а также хорошие отношения в семье (1 процент). А 4 процента заявили, что способов избавиться от алкоголизма не существует.

Подливает масла в огонь и центральное телевидение. В передаче «Бизнес на похмелье», вышедшей в эфир Первого канала на прошлой неделе, практически все частнопрактикующие наркологи и частные наркологические клиники были названы мошенниками и стяжателями, безграмотными в профессиональном плане, которые гонятся исключительно за длинным рублем.

Если же водка работе мешает…

Как ни странно, основными мерами по борьбе с алкоголизмом участники опроса считают ликвидацию безработицы (15 процентов), повышение уровня жизни в стране (5 процентов), предоставление возможности для самореализации (4 процента). Видимо, они не знакомы с положением дел в тех странах, которые традиционно считаются «развитыми», «цивилизованными» и т.д. Между тем, в тех же США, Великобритании, Германии, скандинавских странах проблема алкоголизма – одна из острейших в настоящее время. При том, что с уровнем жизни и возможностью самореализации там все в порядке.

Лишь 10 процентов респондентов считают, что подходить к проблеме следует и с медицинской точки зрения, организуя лечение и реабилитацию алкоголиков (10 процентов опрошенных), проводя пропаганду здорового образа жизни (2 процента). Еще по 2 процента считают необходимым вернуть систему ЛТП и запретить рекламу алкоголя.

Что менять в консерватории

Результаты опроса наглядно показывают, что в общем и целом представления наших соотечественников об алкоголизме – его биологической сущности, причинах, проявлениях, принципах лечения – остались без особых изменений. По-прежнему на месте основополагающих знаний зияют огромные пробелы, либо там уютно разместились внушительного размера заблуждения.

Считая алкоголизм уделом бедных, слабовольных и ленивых, наши люди могут позволить себе достаточно свободное общение с алкоголем – ведь себя-то никто не признает таковыми, значит и опасности пристраститься к спиртному нет. Ну а если вдруг и возникнет зависимость, то завязать можно в любой момент – достаточно просто взяться за ум и проявить силу воли.

Борясь с суррогатами, грузинскими и молдавскими винами, со своими производителями спиртного (дважды подложив им ЕГАИС), наше государство как-то оставило без внимания такое важнейшее направление в деле борьбы с алкоголизацией населения, как пропаганду. Не плакаты «Скажи водке НЕТ! И вообще, перестань разговаривать с водкой», а продуманную, стройную систему распространения медицинских знаний. Подготовленных и адаптированных для широких слоев населения грамотными специалистами – врачами-наркологами, психологами, психотерапевтами.

Пока население не будет знать, что алкоголизм – это неизлечимая болезнь, что настигнуть она может любого, независимо от уровня достатка, образования и положения, что самостоятельно избавиться от пристрастия могут только единицы, а подавляющему большинству пьющих требуется помощь специалистов – все остальные, даже самые строгие меры будут пустой тратой сил, времени и средств.

Автор: Алексей Водовозов