Семья из Бердска теряет надежду на излечение старшего сына от алкоголизма

Семья из Бердска теряет надежду на излечение старшего сына от алкоголизма

После более чем двадцатилетнего пьянства сына-алкоголика родители хотят выписать его из своей квартиры. Семья Смольских живет в Бердске шесть лет – разменяли квартиру на Шлюзе, чтобы выделить жилье младшему Григорию. В последнее время, по словам Олега Смольского, его запойный старший сын Константин, живущий с ними, деградирует особенно заметно: может сутками не выходить из своей комнаты, путает ночь и день – в темное время суток включает телевизор на полную громкость, разговаривает с ним, бродит по квартире, издавая нечленораздельные звуки.


Посильную помощь в лечении алкоголизма, помимо врачей, в Бердске готовы оказать и в Преображенском соборе

Звонки в милицию с просьбой утихомирить пьяного сына становятся регулярными. Отец недоумевает: на что покупает спиртное их безработный сын? Кто и где наливает? А главное – что делать ему, стареющему, некогда зарабатывавшему приличные деньги, а теперь, за пару лет до пенсии, с сыном-алкоголиком в соседней комнате? Куда в Бердске можно обратиться за помощью?
Костя рос обычным ребенком, даже слишком, по мнению отца, «держался за юбку», учился хорошо, окончил училище, женился, потом его призвали в армию

— Военная часть находилась под Саратовом, – рассказывает отец, – но их отправляли в Афганистан, точно не знаю, чем они там занимались, все же секретно было в то время, вроде испытывали химическое оружие, но это не точно, черт его знает, что там было на самом деле…
После армии Костя и четверо его земляков-сослуживцев стали пить. Вскоре он развелся, жена с сыном съехали из квартиры Костиных родителей, где жили все вместе, с ребенком почти не виделся. Родители сына-пьяницу пробовали кодировать от алкоголя, и оплачивали ему трехмесячное пребывание в поселении для алкоголиков – лечение помогало на какое-то время, но потом снова следовал срыв.

— Я пытался с ним говорить, но он трезвый молчит, вообще молчит. А когда пьяный и лезет с разговорами, уже я не могу с ним беседовать, противно. Раньше обращались к специалистам – все говорили «не провоцируйте». А сейчас он нас провоцирует… Я-то на работе днем, а вот жена дома постоянно, она инвалид второй группы.
Олег Константинович беспокоится, что Костя начнет прибегать к крайним мерам в поисках спиртного, понимает, что сын-алкоголик – потенциальный преступник. Не раз отец задавался вопросом, можно ли назначить сыну принудительное лечение: Костя – завсегдатай медвытрезвителя, не раз оказывался в отделении наркологии.
— По закону, – объясняет врач психиатр-нарколог отделения наркологии Светлана Шкатова, – медицинская помощь оказывается только на добровольной основе, за исключением критических случаев, когда психическое расстройство представляет угрозу для самого больного или его окружающих.

Если больной попадает в отделение наркологии в неадекватном состоянии, а затем, пройдя курс медикаментозного лечения, приходит в себя, его никто не вправе держать. Улучшение самочувствия, говорит Светлана, наступает уже через 2-4 дня, больной покидает учреждение, но информация о «посетителях» сохраняется. Данные в отделение наркологии передаются также из центра социальной помощи «ДАРС», милиции, скорой помощи, из медвытрезвителя (основанием для постановки на учет у нарколога является 3-5 кратное попадание в медвытрезвитель в течение года). Состоящие на учете у нарколога не смогут получить допуск к определенным видам деятельности, разрешение на оружие, водительские права, вид на жительство за рубежом, право на опекунство.
Информацию о Константине Светлана Шкатова нашла сразу: на учете состоит с 2007 года, пребывал в отделении на лечении алкоголизма.
На сегодняшний день в Бердске помимо непосредственной медицинской помощи в критических случаях, психологическим сопровождением зависимых занимаются сотрудники социального центра «ДАРС».

— В большей степени мы ориентированы на профилактические меры среди подростков, – поясняет директор центра Татьяна Щербакова, – но занимаемся и со взрослыми. Кто-то приходит сам, кого-то направляет к нам отделение наркологии, к сожалению, оттуда до нас «доходят» не более половины.
Наиболее эффективной, по мнению сотрудников «ДАРС», помощь оказывается тогда, когда в групповую работу с зависимым включаются его близкие, друзья, коллеги, проводится работа в группах анонимных алкоголиков. Процесс сложный, нужно запасаться силами и терпением.
Посильную помощь готовы оказывать и в бердском Преображенском соборе. По словам служителя церкви Павла Плотникова, с каждым страждущим, будь то зависимый или его родственник, он составляет беседу. По четвергам здесь проводят молебны и занятия волонтеры новосибирского Епархиального реабилитационного центра во имя Серафима Саровского, в свое время преодолевшие алкогольную или наркотическую зависимость.
Основная наша задача – это духовно-нравственное возрождение личности, – объясняет Андрей Цыплов, руководитель отдела профилактики православного реабилитационного центра, в прошлом прошедший курс реабилитации. – Первый год – это период восстановления личности, в последующие полгода мы выводим человека в социум. Это не значит, что через полтора года связь с человеком обрывается, мы поддерживаем отношения, стараемся помогать с трудоустройством.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
Созависимым также требуются участие и помощь специалистов
О причинах возникновения алкогольной зависимости, поведении близких, провоцирующем ее усугубление, а также о наименее болезненном взаимодействии с зависимыми говорит психолог центра «ДАРС» Ирина Шамина.

Алкоголизм как неспособность решать проблемы
Озабоченность судьбой близких, страдающих нарко- или алкогольной зависимостью, и попытки их спасти вызывают сочувствие и уважение. Однако, отмечает психолог Ирина Шамина, не всегда действия, направленные на улучшение ситуации и состоянии больного, приводят к нужному результату. Зачастую неверное поведение созависимых, то есть людей, всецело поглощенных проблемой близкого, провоцирует непредвиденные реакции зависимых близких и ухудшение положения в целом.
Алкогольная зависимость возникает тогда, когда человек не справляется с возникающими трудностями, а стремится их избежать. Поводом могут стать развод, безработица, любые другие стрессовые ситуации, которые у одних людей «включают программу» решения сложных вопросов, у других – запускают механизм отстранения от проблемы и снятия напряжения доступными способами, в частности посредством алкоголя.
Как объясняет Ирина, корни – в детстве, когда у ребенка формируется умение самостоятельно справляться с трудностями.
— Если родители часто решают проблемы за ребенка, а это, к сожалению, стало тенденцией в наше время, они таким образом лишают его возможности самостоятельно нести ответственность за себя и свои поступки. Впоследствии уже взрослый человек уклоняется от принятия решения, временно снимая стресс подручными средствами, при этом существует вероятность, что со временем может привычка снимать стресс подобным образом может закрепиться.
А вот сформированный в детстве навык самостоятельного решения проблем, как отмечает Ирина, позволяет взрослому человеку, столкнувшись с той или иной сложной жизненной ситуацией, рассуждать следующим образом: «Я в принципе умею решать проблемы, решил их уже достаточно, справлюсь и с этой».

Поведение близких, которое провоцирует зависимого
1.Отрицание проблемы.
2.Совместное принятие спиртного в надежде, что «под присмотром» зависимый выпьет меньше или более качественные напитки.
3.Оправдание, поиск «уважительных» причин для принятия спиртного.
4.Сдерживание чувств. О своих чувствах говорить нужно, но не упрекая, а описывая переживания, которые испытываете лично вы: «мне страшно», «я беспокоюсь».
5.Избегание конфликтов, игнорирование проблемы.
6.Приуменьшение проблемы по принципу «у других еще хуже».
7.Защита зависимого перед близкими или руководством.
8.Сверхконтроль зависимого и принятие всей ответственности в решении совместных проблем на себя.
9.Уход от проблемы посредством курения и успокоительных препаратов.
10.Поглощенность проблемой, когда она во многом определяет образ жизни и возникает заблуждение, что после ее решения все остальные проблемы отпадут сами собой.

Верные шаги по отношению к зависимым близким
1.Перестать играть роль спасителя.
2.Выбрать время для разговора, когда зависимый будет трезв, спокоен, и обсудить конкретные проблемы, возникающие из-за пьянства (деньги на оплату садика пропиты или не куплена зимняя одежда).
3.Заявить о последствиях. Обозначить целью защиту семьи и заявить о конкретных шагах, которые будут предприняты (их нужно будет выполнить, поэтому, если, к примеру, не готовы разводиться, заявлять об этом нельзя).
4.Быть готовым помочь именно тогда, когда это потребуется, например если зависимый высказал желание пройти лечение, необходимо оказывать ему в этом всяческое содействие.
5.Найти поддержку для себя, обратиться к своему окружению.
6.Искать помощь во вне (среди тех, кто уже прошел лечение, в группах анонимных алкоголиков, сообществах родственников зависимых людей).

— Необходимо проявлять заботу о себе, – добавляет Ирина Шамина, в конце концов, то, что происходит с нашими близкими, это их выбор, и нужно отдать им ответственность за их жизнь. Любовь к близким не в том, чтобы им потакать, а в том, чтобы способствовать им в решении их проблем.

По информации «Курьер.Среда.Бердск»