АЛКОГОЛЯ ИСТОРИЯ


Алкоголя история



История развития человечества связана с употреблением и злоупотреблением алкогольными напитками. История развития Российского государства формировала те условия, при которых алкоголизм стал общенациональной проблемой. Сама история нашего государства говорит о том, что культура употребления спиртных напитков и те социальные условия, которые существуют, медленно и верно привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день.

Алкоголь — слово арабское. Означает оно — изысканнейший и вкуснейший. Начало целенаправленного получения сброженных напитков содержащих алкоголь многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства; т.е. приблизительно 6-10 тыс. лет до нашей эры. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде нашего пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве пищевых продуктов, а так же для жертвоприношений.

Однако алкоголь всегда был дурманом и надо сказать, что это вещество помогало человеку преодолеть, особенно в начальный период развития человечества, безотчётные страхи перед силами природы, перед невзгодами того времени, а так же для осуществления контактов между людьми. На основе исторических документов можно твёрдо считать, что целенаправленному получению спиртных напитков порядка 6 тыс. лет. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а так же в Библии мы находим упоминания об употреблении спиртных напитков и даже о злоупотреблении ими. Достаточно вспомнить, что первое чудо, которое сделал Иисус Христос это превращение воды в вино. Из истории известно, что ещё в древние времена было отмечено отрицательное воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Так Геродотом впервые было описано дурманящее действие дыма от сжигаемой конопли. В Спарте специально спаивали рабов для того, чтобы показать к чему это может привести, и воспитывали на этих примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин употреблявших алкоголь. В древнем Китае за 1116 лет до н.э. существовал указ императора, который назывался «извещение о пьянстве». Он гласит: » Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности и употреблению хмельных напитков. Между тем разрушение государств больших и малых следует отнести к той же причине — употреблению этих напитков». Император в этом указе грозит пьяницам строгим наказанием, вплоть до смертной казни.

Попробуем рассмотреть — почему же алкоголь стал неотъемлемой частью культуры народов и, так или иначе, обожествлялся. В латинском языке (который имеет очень мало синонимов, где каждое слово имеет строго своё значение) спиритус имеет два значения — дух и спирт. И это показывает, что всегда в истории развития человечества спиртные напитки носили обожествлённый характер. Далеко ходить за примерами не надо. Водка — это ласкательное слово от слова вода. Во многих культурах отождествлялись понятия живой и мертвой воды. Водка относилась к живой воде.

Вообще спиртные напитки играли и играют немалую роль в истории и традициях любого народа. Это связано с тем, что в ходе развития человечества у разных народов возникали разные культовые напитки, посвящённые божествам воды, божествам влаги. Люди старались принести этим божествам такую жидкость, которая свидетельствовала бы об его искусстве, об его умении, изобретательности и эта жидкость должна быть ценна и она должна быть вкусна. Люди старались показать божеству, что они достойные ученики и приверженцы божества. Напитки эти были итогом обработки человеком природных жидкостей различного вида. В странах, где был дикий, а потом культивированный виноград стали изготавливать виноградное вино, в тропиках с успехом использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Из этих субстрактов люди изготавливали напитки с совершенно новыми свойствами, иными вкусовыми качествами. Конечно, занимались этим, прежде всего жрецы и они были профессиональными посредниками между Богом и людьми. Они же являлись хранителями спиртных напитков. Так возникли культовые напитки на заре человеческой истории. Позднее они были перенесены на другие очень значимые в жизни человека события и стали посвящаться и другим, а не только водяным божествам. Напитки стали употреблять во все торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон — при так называемых тризнах. В культуре любого языческого народа, в том числе у русского народа загробный мир находился не на небе; он находился под землёй. И для того, чтобы попасть туда, надо было переплыть реку, которая охранялась чудовищем. Надо было сделать так, чтобы это чудовище усыпить, усыпить его бдительность. А что могло использоваться для усыпления бдительности хранителя реки? Конечно же, лучше всего подходил алкоголь. И привычка напиваться на похоронах, она ещё сохранилась.

Все народные, древние культовые напитки были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания народов. В России за счет того, что было колоссальное количество лесов, и они были на огромных пространствах, в первую очередь использовался очень доступный вид напитка — берёзовица. Она изготавливалась из берёзового сока. Но этот напиток имел очень существенный недостаток. Во-первых, это сезонный напиток, во-вторых, он быстро прокисал, и третье — он требовал гигантских ёмкостей. Более притягательным напитком для человека в то время был продукт, сделанный из мёда. Лесных пчёл было в достатке, и бортничество всегда существовало на Руси. На Руси это был широко распространённый промысел. Доводили сок ягод до состояния морса, после этого смешивали с мёдом, заливали в ёмкости и выдерживали от 5 до 25 лет. Это так называемые ставленые мёды. Крепость этого напитка была от 50 до 60 градусов. Это в достаточной степени крепкий и дурманящий напиток. Описание потребления этого напитка, встречающееся в различных исторических источниках, показывает, что даже небольшое количество этого напитка делало ноги ватными, наступал дурман и очень тяжёлый выход из этого состояния. Тяжелые сахара давали о себе знать, и человек долгое время находился под дурманом. Слово мёд — индоевропейское. По-гречески — это хмельной напиток. Само название — мёд говорит, что это хмельной напиток. Его и добывали-то именно из-за этого. Питный мёд вытеснил, очень быстро, берёзовицу и удерживался очень долгое время, до принятия христианства на Руси.

В 12 веке (после крещения Руси) произошло изменение культового напитка перешли на греческое вино — мальвазиу, а позже уже в 18-19 веках этим напитком стал кагор. Надо сказать, что именно так считалось можно отождествлять цвет и вкус с кровью Христа. И такое изменение культового напитка не прошло бесследно. Сам выбор веры на Руси — был связан с массой интересных вещей. Например: когда князь Владимир стоял перед выбором веры (иудаизм, мусульманство, христианство) и мусульмане ему сказали, что нельзя есть свинину и пить вино, и Вы знаете эту знаменитую фразу князя Владимира — на Руси питие есть. Иудаизм не был принят на Руси по единственной причине — табу у евреев это то, что сквашено, что подвержено брожению. Иудаизм предусматривает, например разрешение пить коньяк и араку — финиковую водку, но не разрешено пить даже квасу. А вся история Российского государства она как бы замешана на квасе.

Надо сказать, что вот такой переход с одного напитка на другой это первая значительная революция в древнерусском обществе. Во-первых, она потрясла умы народа с идеологической точки зрения, бывший священный культовый напиток становился формально общедоступным и не священным. Причём сосредотачивался он в руках наиболее властной и богатой части населения. И получалось, что пьянство было доступно для тех людей, у которых либо набит кошелёк, либо он не зависим от других людей. Получилось так, что на Руси впервые вместо культового напитка предполагавшего, что пьянство есть редкое и исключительное явление, связанное с определёнными праздниками — появился напиток, который можно употреблять хоть каждый день. Ни что не сдерживало. И, надо ещё отметить, что хранителями питного мёда были всегда жрецы и в эти праздники от князя до смерда и даже раба все имели право пить, но в строго определённое время. Причём напиток выдавался бесплатно. Теперь появились рыночные отношения. Мёд выступил продуктом товарообмена. Мёд стали продавать за границу, он стал экспортным товаром, и вместо натурального хозяйства появились денежные отношения; стали брать дань в деньгах. У населения брали налоги мёдом. Мед вступил в кольцо товарно-денежных отношений.

Не смотря на то, что христианство было введено в России в XII веке, существовали такие факторы, которые нельзя не учитывать — это протяжённость пространства. При огромной территории в достаточной степени редкое, но многочисленное население. И ещё то, что периферия всегда не подчинялась столичным властям, либо решение столичных властей изменялось до неузнаваемости. Эти факторы всегда существовали в нашей стране. Верховную власть на Руси можно было ощутить только в столице или крупных городах, а на периферии это просто слова, поэтому христианство на Руси тормознулось на два века. И если в Киеве это произошло в XII веке, то по всей России потребовалось два столетия для перехода на новый культовый напиток.

На Руси наряду с мёдом и другими напитками очень широкое распространение имели квасы. Квасов на Руси было более 600 сортов. Квас был не только повседневным напитком, утоляющим жажду, но главное он служил той общепринятой пищевой жидкостью, на базе которой готовилась вся пища. Квас повсеместно и непременно присутствовал в каждом доме в количестве не менее 200-250 литров. Приготавливался он порциями не менее 500-1000 литров одновременно. Это происходило потому, что тогдашние семьи насчитывали 25-ЗО человек. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу пищи нужно было именно такое количество кваса для приготовления холодной и горячей пищи. При отсутствии пищи в доме хлебным квасом питались, сдабривая его различными травами (мята, чебрец, липовый цвет, смородина, душица и т.д.). Квас помогал и при голоде, и при полуголодном существовании, ведь это был жидкий хлеб, более того он был насыщен всевозможными ферментами и витаминами, биологически активными веществами. Обычная норма потребления кваса достигала 5 литров в сутки на человека. Его употребляли и вместе с едой и в качестве еды. Отсюда запивать за столом солёное, жирное, мучное в русском народе было принято только квасом, до тех пор, пока не появилась водка. И надо сказать, что питный мёд, а потом варёные и ставленные меда подавались всегда либо до еды, как аперитив для возбуждения аппетита, либо на десерт. Во время еды ни на пирах, ни при застольях мёд не подавался. Это сыграло очень злую шутку с Русским народом. Ведь мёд пили — алкоголь ради алкоголя в течение почти 700 лет. Водку, когда она появилась, стали пить голой — без закуски. Её стали пить вместо еды, а не вместе с едой.

Спиртные напитки с высоким содержанием алкоголя, такие как водка, в Европе появляются в XIII веке, а в XVI веке водка появляется уже и на Руси. С середины XVI века с появлением в России водки её производство налаживалось на специальных винокуренных заводах. Царь Иван Васильевич Грозный после взятия Казани в 1552 году основал первый русский кабак. Кабак — слово татарское и происходит оно от названия сосуда сделанного из тыквы. Надо сказать, что татарский кабак — это постоялый двор, в котором подавались спиртные напитки и всевозможные кушанья. Первый кабак был открыт Иваном Грозным в Москве (сейчас там находится 5-ти звёздочный отель «Балтика» — не далеко от Кремля, а в переводе балтика — это топь и грязь). Кабак в самом начале основан был для опричников. Опричнина — это метод удержания власти при помощи террора и насилия, люди которые шли в опричнину обычно люди без моральных устоев. Для них ограбить церковь, монастырь ничего не стоило. Они были как бы вне закона и вне той патриархальной Руси, в которой веками складывались моральные ценности. Для них этих ценностей практически не существовало. Более того, когда кабаки стали приносить очень большие доходы, был издан специальный указ Ивана Грозного — чтобы смердам и другим людям разрешено было посещать кабаки.
С этого времени появляется совершенно новый вид деятельности государства — открывается винная монополия. Винная монополия — это полностью государственная привилегия на изготовление спиртных напитков, цены, определение объёмов производства и точек продажи. Это полная государственная регалия.

Откупная система — это когда можно откупить у государства право на производство спиртных напитков. Откупщик, выкупив это право, устанавливает сам цены и объемы продаж. Существует акцизная система — это когда государство в состоянии продать лицензию на производство спиртных напитков, но акцизный налог платится от того количества, которое разрешено производить данному человеку. Предположим, если частный предприниматель изготавливает 10 тыс. литров водки на своём производстве он платит один налог, если миллион литров, то совершенно другой налог. Налог ещё идёт и от продаж. Цены устанавливает производитель, но чем выше цена, тем больше налог от продажи. Почему власти старались монополизировать продажу спиртного? Водка выступила моментально в качестве концентрированного более ценного выразителя зерновой и хлебной стоимости. Отсюда внимание к ней органов государства и частных производителей и торговцев максимально возрастало.
Сырьё было крайне дешёвое, хлеба в России всегда было в достатке, ценность готового продукта в десятки и сотни раз перекрывала стоимость этого сырья и если к тому же прибавить удобство транспортировки, хранения, то водка представляла собой удивительно нужный продукт. Её всегда невысокую стоимость надо учитывать в сравнении с той же перевозкой зерна. Ценность товара в малом объеме, компактности и лёгкости деления товара. Поскольку этот продукт — спирт никогда не портился и подлежал длительному хранению, то всё это превращалось в идеальный товар для государственной торговли и монополии. Иными словами если бы водки не было, то её непременно нужно было бы выдумать. И не как объект употребления спиртных напитков, а как объект косвенного налогообложения. На смену бесконтрольному производству вина, варёного и ставленного мёда, домашнего солодового пива и браги приходит вдруг внезапно жесткая чётко выверенная государственная политика на выделку хлебного спирта.

В 1597 году для управления винной торговлей в Москве создаётся ведомство «новое честь» или четверть. Это первая русская монополия. Водка в качестве фактически первого массового продукта должна была оказать большое воздействие на экономику страны. А её внедрение должно было принести большой социальный шок. Одной из заметных особенностей водки как продукта и товара было то, что она разлагающе воздействовала на все слои общества. Она разрушала одним ударом как социальные, так и старые культурные нравственные и идеологические табу. В этом отношении водка подействовала как атомный взрыв на ту патриархальную среду. Вот почему последствия просматриваются в различных исторических документах. Вот один из таких документов. В 1634 году в Россию приехал немецкий путешественник дипломат Алиарий. «Пьянство и праздность ведут к самому циничному разврату в стране. На пирах женщины напиваются до потери сознания, как и мужчины и в таком состоянии валятся на пол спать вповалку вместе с мужчинами. Подобное же пьянство и разврат царят в среде богомольцев и паломников. Однажды из кабака вышел совершенно голый человек, пропивший свою одежду и обувь, сорвал на дороге пучок собачьей ромашки и, закрывая им свою наготу, весело с песнями отправился домой, как ни в чём не бывало». Конечно, моральные устои русского народа были очень высоки, религиозность и набожность всегда присущи нашему народу тем не менее. Илья Муромец — былинный герой олицетворение мужественности, честности и порядочности. Все былины 15-17 веков, где упоминается Илья Муромец, обязательно связаны с употреблением алкоголя. Например — чара у него была 1,5 ведра, осушал он её одним махом. Он громил царские кабаки (потому что там народу было плохо) после погрома он выкатывал бочки с вином, и начиналась братовщина (ковш пускался по кругу). Это возврат к тому с чего начиналось.

Раньше пили каким образом. Собиралось большое количество народа по поводу праздника. Давайте будем так, как раньше. А теперь кабак это плохо, потому что это одиночное пьянство. Считалось, что таким образом можно восстановить порядок и культуру пития. Скорость спаивания населения, конечно, увеличивалась с приходом кабаков. Описание мастерового люда было таковым: пропивалось почти всё в воскресенье, обнаруживал человек себя не понятно где, а утром он пропивал последнюю одежонку. Это было уже в те времена трагедией. Стал один институт кружечных голов и целовальников. Целовальник разливал водку в кабаке. Кружечная голова – человек, который собирал налоги. Эти люди были совершенно беспринципными, им было всё равно с кого брать деньги и кого спаивать.

Надо сказать, что церковь метала гром и молнии против пьянства и сопутствующих ему дерзостей и безбожия. А целовальники получали предписания от царя: «пьяных от царёвых кабаков отнюдь не отгонять и кружечный сбор сдавать в царёву казну против прошлых с прибылью». Спаивать народ поощрялось государством. Призывали всячески расширять сбыт водки. Всё это находило отражение в различных проявления общественного мнения, в общественных конфликтах и в появлении нового типа людей предерзостных. Их называли по-разному, к примеру — кабацкие ярыжки. Это строго определённый клан людей, который всегда был либо в кабаке, либо рядом с ним, из них формировались воры-разбойники. Это были люди, настолько злоупотреблявшие спиртными напитками, для которых суть существования на земле это добыча денег для того, чтобы выпить. Они быстро пополняли собой новый социальный слой городского пролетариата, по терминологии того времени — посадской голытьбы. Посадская голытьба всегда была полуголодная, злобная, жестокая, циничная, не связанная ни какими нормами. Толпа, энергию которой можно было бы направить буквально за ведро водки. Чем с успехом и пользовались.
Пьянству населения способствовала и культура употребления в России. Поскольку питный мёд был сильным алкогольным напитком и употреблялся как алкоголь ради алкоголя, то до введения трактиров (конец XIX века) водку пили голую без еды. Поэтому опьянение было быстрым. Из кабака можно было вынести только ведро водки. В трактире наливалось не менее чарки. В различных источниках ёмкость чарки разная. Минимальная — 123 грамма, максимальная 175 граммов. Наша культура оттуда (XVI-XVII века). Мы принадлежим к северному типу употребления — т. е. большие дозы одномоментно. А почему? Потому, что и мёд так пили он ведь сладкий, вкусный и сразу хмеля не чувствуешь. Он не обжигал рот и пили его большими ковшами. И ведь не зря в фильмах о Руси мы не видим ни рюмок, ни стопок, а только ковши. То, что можно видеть в историческом музее и в оружейной палате так это лафитник изобретение конца XIX века. И подавались четверти — нормальная ёмкость, которая подавалась на стол. И опять таки стеклянная посуда появилась к концу XIX века, а так — ведро. Всё взаимно связано. Тысячелетия из поколения в поколение передавалась культура питья.

Вопрос употребления спиртного на Руси всегда был тесно связан с политикой государства. С момента появления первых царских кабаков торговля водкой сосредоточена исключительно в руках царской администрации. С тех пор производство и продажа спиртного сосредотачивается в руках кабацких голов. Они были посредниками между царской администрацией и населением. И конечно были большие финансовые злоупотребления. Против них очень часто возникали всевозможные бунты.

Так в 1649-1650 годах царь Алексей Михайлович созывает после подавления кабацких бунтов земский собор — получивший наименование собора кабака. Главным вопросом на нём встаёт вопрос о реформировании питейного дела на Руси. Попытка такая была сделана. В 1651-1652 годах запрещается продажа водки в кредит, который способствовал созданию кабацких долгов и закабалению людей. Уничтожаются частные и тайные кабаки, усиливается проповедь церкви против пьянства. По совету патриарха Никона было решено продавать только по одной чарке спиртного на человека 4 дня в неделю, а за час до начало обедни его продажу прекращать вообще. Но как для Русского народа такие запреты? Не прошло и 7 лет, и было внесено новое постановление, согласно которому уже разрешалась повсеместная продажа алкоголя, «дабы великого государя казне учинить прибыль». И, действительно, очень много теряли на водке. Продажа водки приносила от 30% до 50% поступлений в казну. Финансовые соображения ведут вновь к ужасному разгулу пьянства в России.
Теперь посмотрим на эпоху Петра I. 1705 год Пётр I склоняясь к тому, что для успешного ведения Северной войны необходимы большие деньги. Он разрешает откупную систему. И за очень короткое время были собраны деньги на строительство флота, оснащение войск. Но эта откупная система смогла продержаться лишь 10 лет только потому, что против неё были бунты. Ведь откупщик устанавливал свои цены на спиртное. И объёмы производства были у всех разные. Обнищание населения шло очень быстро.

После этого периода делается смешанная система. Казённая продажа была в руках государства, а свобода на винокурение ещё некоторое время сохранялась. Политика Петра была двойственна. С одной стороны он флот оснастил, войну повёл и именно при нём были введены наказания для пьяниц. Их избивали палками, сажали в ямы. Академик Миллер по указанию Петра подготовил проект открытия специального работного дома для исправления в уме больных, гулящих девок и пьяниц. Так что Л.Т.П. не является изобретением советского правительства. В 1765 году правительство Екатерины вводит привилегии в винокурении для дворянства. Восхождением Екатерины на престол она обязана именно дворянам. Её муж Пётр III был отстранён от власти, в одну ночь произошел государственный переворот.

Дворянам, которые участвовали в перевороте, были подарены 18 тысяч душ крестьян, все были награждены. Она раздала, чуть ли не одну треть казны золотом. Но самая главная награда — полностью отдала всю винную торговлю и производство в их руки. Дворянство получило очень интересную привилегию, например чин дворянина зависел от мощности его винных заводов. Воинское звание дворянина зависело от того, сколько у него есть винных заводов. Это было записано в табеле о рангах. Купечество, священники, не имели доступа к спиртному (они естественно тоже очень хотели этим заниматься) и поэтому нужно было платить деньги дворянам для того, что бы откупать какую-то часть заводов.

В 1796 году Павел-I вступив на престол, решил навести порядок в этом деле, его убили. И одна из основных причин, как это ни парадоксально, это именно то, что Павел-I решил забрать себе в руки водочную монополию. Сын его, Александр-I, не вмешивался в этот щекотливый вопрос, связанный с привилегиями дворянства. Русское купечество в истоках своего существования стало привыкать не к деятельному соревнованию и жёсткой, заставляющей думать и считать каждую копейку, конкуренции, а к паразитированию и наживе на основе злоупотреблений и воровства, фальсификации и ухудшению качества продукта, поскольку водочные откупа предоставляли все эти редкие возможности. Сама история купечества была завязана на винных монополиях и откупах. Лишь в 1819 году после разорительной отечественной войны, в течение которой 40% всех бюджетных средств было собрано от продажи водки, правительство Александра-I обратила внимание, что вся откупная система просто ограбила казну. Была введена строжайшая государственная монополия, при этом розничная торговля была всё-таки отдана в частные руки. За один год доходы от водки увеличились на 10 миллионов рублей золотом (с 14 до 23 миллионов рублей). И получилось, что с 1801 года по 1820 год откупная система не доплатила почти 200 миллионов рублей золотом в казну. 1 литр водки стоил от 9 до 17 копеек. В 1826 году новый царь Николай-I желая после подавления восстания декабристов сделать примирительный жест в отношении дворянства и укрепить положение монархии, с января 1828 года отменяет винную монополию. Показательно, что так поступил жёсткий и властный царь. Это царь, который укреплял и государственную систему и администрацию. И, казалось бы, что в этом заложен какой-то парадокс, противоречие, но ничего парадоксального в этом нет. Обратите внимание обычно отменяли государственную монополию очень сильные цари Пётр-I, Екатерина-II, Николай-I. А почему? Да они не купцами были — они были великими политиками. Свою политику они и строили не на том, чтобы давать возможность в нужный момент времени не брать всё под себя, а делиться и на этом строить политику. Вы обратите внимание, мы много знаем о других царях, при которых существовала винная монополия? И сколько мы знаем о Петре-I, Николае-I, Екатерине-II. Как раз расцвет культуры, расцвет дворянства, расцвет купечества происходили именно при этих царях. Все остальные цари подавляли эту деятельность. Их занимали деньги, а не политика государства, не культура. Секрет этой тактики состоял в том, что они имели колоссальный политический выигрыш и готовы были заплатить водкой за политическую стабильность в стране. Однако цена такой платы была не только разорительна для государства, но и непосредственно для народа. Как для его кармана, так и в большей степени для его здоровья. Откупная система, принося гигантскую прибыль кучки людей, при этом вела к резкому ухудшению качества спиртного. Его разрушительное воздействие на здоровье было и из-за всевозможных фальсифицированных напитков. Откупная система привела к невероятным злоупотреблениям, что вызвало сильнейшее негодование в народе. Вот почему в общем русле реформ она была заменена и в 1863 году (как раз отмена крепостного права) была введена акцизная система на продажу спиртных напитков. Акцизная система (15 лет она просуществовала) ничего она не дала кроме разброда и шатаний.

В 1885 году была проведена частичная реформа акцизной системы, и по рекомендациям правительства вместо кабака появился трактир. Трактир — это то место, где как раз подавали уже еду к спиртному. Именно в это время в Москве и Петербурге появилась стеклянная посуда. В ней уже было можно покупать водку. Надо сказать, что мастеровой люд купив четвертинку выпивал её тут же у порога трактира, поскольку стоимость посуды превышала стоимость водки. И очень длительное время именно из-за этого никто не покупал бутылку водки, потому что была очень высока стоимость самой посуды. Стекло было ценнее, чем сам напиток. Отсутствие элементарной культуры потребления водки в народных массах, рожденное многовековым существованием кабака, препятствовало любым реформам. И трактир был для наиболее обеспеченной части населения.
Кабаки по-прежнему существовали, и мастеровой люд в трактиры не ходил. Надо сказать, что интеллигенция того времени, конечно, понимала, какой урон несёт такое распространение пьянства на Руси. Во главе с Менделеевым много государственных деятелей, юристов выступили в поддержку введения в России государственной водочной монополии. Потому, что акцизная система привела к колоссальному развитию кабацко-трактирных. Причём везде устанавливалась своя цена на водку, и население очень от этого страдало.

Появились в это время и движения за трезвость. Первые, как отмечают историки, в 1858-59 году среди крестьян Саратовской, Пензенской, Владимирской, Тверской губернии возникли общества, (неофициальные общества трезвости). К маю 1859 года крестьянские общества трезвости распространились на 32 губернии. Начались массовые разгромы питейных заведений. 780 зачинщиков были преданы военному суду и сосланы в Сибирь. Лишенное организации и не поддержанное государством это стихийное движение за трезвость очень быстро заглохло. Такая деятельность общественности иногда заставляла правительство вводить некоторые ограничения на потребления алкоголя. В 1904-1905 годах в период Русско-японской войны практически был введён запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. В 1905-1907 годах (первая русская революция) ограничения сохранялись или действовали частично. В 1906-13 годах водочная монополия осуществлялась во всём своём объёме и дала ряд положительных результатов. Сокращение, по крайней мере, внешних проявлений пьянства. Торговля водкой была упорядочена так, что лишь в столице и в крупных городах она велась с 7 утра до 10 часов вечера. В сельской местности она завершалась осенью в 18 часов, а весной и летом продлевалась до 20 часов. Во время общественных мероприятий; выборов в думу, общинных собраний, сходов как деревенских, так и волостных — торговля водкой строго запрещалась. Усилены также уголовные наказания за тайное изготовление водочных изделий (самогона). И как видите введение аналогичных регулирующих мер, скажем, в 30-х, 60-х, 70-х годах это не особенная выдумка нашего правительства. И, наконец, 2 августа 1914 года правительство России вводит на период войны полное запрещение на производство этилового спирта для изготовления спиртных напитков, он используется только в медицинских целях для нужд фронта.

Особого потрясения введение сухого закона в те времена не вызвало. В ночь с 31 декабря 1914 года на 1 января 1915 года в Москве около Яра (знаменитый ресторан) собралось много экипажей и автомобилей. Трезвый Новый Год не пугает москвичей: они также охотно идут в ресторан, как и в былые дни в Метрополе, Праге, Эрмитаже, у Тестова, в Задороге — всюду было много народа. С внешней стороны в ресторанах была обычная картина — масса цветов, серпантин, сюрпризы для дам, но вместо шампанского в бутылках с золотыми и серебряными головками подавали различные шипучие и фруктовые воды. (газета «Русское слово» за 1 января 1915 года). На этом фоне (мощно развернулось общество борьбы за трезвость, поддерживаемое интеллигенцией) к сожалению, всё это успеха не имело.

С 1916 года потихоньку стали продавать слабоалкогольные напитки, потом было разрешено пиво и именно в этот момент происходит разгул самогоноварения. В декабре 1917 года Советское правительство продлило запрет на торговлю водкой на время войны и революции. А затем в июле 1918 года ещё раз приняло постановление о запрете производства самогона и торговле водкой на период гражданской войны и международной интервенции.

Люди, которые жили в Петербурге, так описывают Октябрьскую революцию: почему-то там слово октябрьские беспорядки. Штурм Зимнего дворца по историческим документам — это 10-20 убитых. Разгром винных погребов сразу после революции — это десятки тысяч убитых. Причём, есть постановление Совета Народных комиссаров от 6 декабря, в котором предписано от винных погребов отгонять народ пулеметами.

Одна из причин Октябрьской революции это противодействие сухому закону. Очень легко можно было поднять на этом массы, и этим воспользовались. И именно в этот момент вагонами шёл в Россию кокаин из Финляндии и Германии. Наши революционные матросы не брезговали кокаином. Матросы Балтийского флота в большей степени были наркоманами. Это, к сожалению, исторический факт. Но вот, например, постановление — всем владельцам вина предоставить сведения о месте нахождении напитков в Смольный, нарушившие запрет — наши враги и с ними будут поступать по всей строгости революционного закона.

Так долго продолжаться, конечно, не могло и в 1923 году произошла отмена сухого закона. Официально ни в одной газете, ни по радио не было объявлено, что вот с этого момента разрешена продажа водки. Просто постепенно она стала появляться. Первая водка была «Рыковка» — по имени председателя совнаркома. И в 1923 году работает 95 винных заводов уже, а в 1924 году 145. Очень быстро запустили производство. Если в 1922 году на 100000 человек было 2,6 случая отравления спиртным, то в 1928 году 44 случая.

С 28 августа 1925 года декретом Совета Народных комиссаров повсеместно разрешена свободная продажа водки. И в 1926 году работают около 300 заводов.

Вообще рассматривать данную тему за советский период очень трудно. Дело в том, что в разных источниках абсолютно разные данные и можно найти такой источник, где очень хорошо описано то, что у нас мало пьющее население, в другом источнике написано, что в результате жидо-массонского заговора пьют даже младенцы. Где она историческая истина? Где её найти? Что такое потребление на душу населения — младенец из роддома это душа населения? Если это душа, то эти цифры ни в какие ворота не лезут. Есть, например потребление с 15-летнего возраста, а в 12 лет что не пьют? Все данные они абсолютно субъективны. И весь вопрос — что на что делить. Взять производство и разделить на одну часть населения с 15 лет или взять другую цифру. Цифры заведомо разнятся. Историческая реальность не известна. Надо сказать, что Сталинский период — вообще секретные данные. Один из фундаментальных принципов тоталитаризма это подавление личности. И практически его воплощение в жизнь равнозначно максимальному ограничению всех проявлений индивидуальной и человеческой воли. Действует, насколько возможно, принцип — человек человеку никто. Гражданской ответственности человека перед человеком не предусмотрено.

Если взять эпоху тоталитарного режима, начиная от Ленина и практически момента перестройки, когда начались зачатки демократии. Что творилось с нашим государством. Если рассматривать государство, как большую семью, то действовал принцип алкогольной семьи — не чувствуй, не доверяй, не говори. Всегда в качестве валюты была водка. И вот такие товаро-денежные отношения, которые были завязаны на спиртном и продолжались как раз и в наше время.

Надо сказать, что Великая Отечественная война сократила некоторое употребление алкоголя (было снижено приблизительно в 2 раза), но здесь не учитывались знаменитые наркомовские 100 грамм. И одна из причин появления большого количества сильно пьющих людей после войны это разрешённое употребление спиртного. И нужно учесть, что воевали молодые люди.

Начало роста потребления после войны алкоголя совпало с началом бума в Европе. В 1958 году производство вина и водки удвоилось, в 1965 году утроилось по сравнению с 1950 годом к 1980 году прирост стал 300% по сравнению с 1958 годом и составил 8,7 литра на человека, что близко к средним мировым показателям. 7 мая 1985 года издаётся печально известное постановление ЦК о мерах по усилению. Начинается борьба с пьянством. Неудача поучительна. Кавалерийским наскоком решили сначала на 50% сократить производство водки. Буквально через 3 года убедились, что остальную половину даёт самогон. Эти игрища обошлись государству в 100 миллиардов рублей. И основная причина инфляции, с которой столкнулись в процессе перестройки — это именно водка. Профилактика наркомании и алкоголизма в этот период набирала обороты.

В 1992 году произошло совершенно эпохальное событие в истории производства и потребления спиртных напитков — указ президента Ельцина отменивший монополию государства на спиртное. Эта монополия просуществовала 68,5 лет и была самой длинной после винной монополии Ивана-III. Эти новшества привели к появлению низкопробной продукции, наводнение Российского рынка иностранными псевдо-водками, резкому повышению стоимости. Например, в 1993 году водка стала в 650 раз дороже по сравнению с первоначальной стоимостью на государственных заводах. Ну и к резкому ухудшению финансового положения всего государства. В результате за один год после указа мы потеряли 5 триллионов. Указ 918 от 19 июня 1993 года вводит 6-ую монополию в России. Вся история Российского государства замешана на производстве и потреблении спиртного. А кодировка от алкоголя стала чуть ли не самым любимым лекарством от всех бед.