Снижение серотонина в гипоталамусе под влиянием этанола — необходимое условие продолжения влечения. Для развития влечения необходимы сочетание повышенной активности норадреналинергической нейромеднаторной системы с повышенной ее реактивностью на этанол и повышенная реактивность (усиление реализации под действием этанола) серотонинергической системы в области гипоталамуса. С. А. Борисенко и Н. А. Ходорова видят в необходимости продолженной алкоголизации потребность снизить высокий уровень серотонина в гипоталамусе (избыток серотонина тормозит механизмы формирования положительного эмоционального состояния); потребление алкоголя снижает уровень серотонина в гипоталамусе и уменьшает уровень депрессивности. У тех животных, которые не расположены к добровольному потреблению этанола, алкоголь, напротив, повышает уровень серотонина в гипоталамусе.
Г. Ю. Волынкина и Н. Ф. Суворов у больных алкоголизмом обнаружили в течение болезни снижение активности ретикулярной формации при возрастании актива- ционного влияния диэнцефально-лимбической системы. Эта функциональная перестройка в процессе заболевания обеспечивает положительное подкрепление гипоталамуса. Но если активация ретикулярной формации обеспечивает длительное тоническое состояние, то активация диэнце- фалыю-лимбического уровня — кратковременное, фазное. Колебанием активности ретикулярной формации при алкоголизме объясняют некоторые клинические синдромы: при возбуждении в абстиненции — тревогу, страх [Волын- кина Г. Ю., Суворов Н. Ф.], при падении активности— астенический синдром [Мануйленко Ю. А., Болотова 3. Н., Бойко Т. П.].
Роль гипоталамуса в развитии наркоманической зависимости подтверждается его качеством системы с большой инерционностью. Как показал теоретический анализ И. И. Горюшкина, субстрат (функциональный) привыкания исключен в подвижных, высокореактивных системах; для этого необходимы стойкая память, затруднение смены регистров, инерционность.
Таким образом, выявленные при патогенетических исследованиях гиперметаболическое состояние и активация нейромеднаторной системы — процессы, направленные на биологическую активацию. Нужно добавить, что какие-то звенья этих двух процессов общие. Помимо чисто биохимических окислительных механизмов, метаболизм этанола ускоряется высвобождаемым им же эпинефрином. Какой биохимический путь активируется на фоне катехоламино- вого насыщения, остается неясным.
Нельзя не обратить внимание на то, что биологической активации соответствует активация в клинике, особенно на этапах продрома и I стадии алкоголизма. Динамическое наблюдение за развитием клинической симптоматики не только позволяет упорядочить имеющиеся на сегодняшний день патогенетические знания, уложить их в определенную схему; развитие клинической симптоматики, ее видимая этапность позволяют ориентировочно судить об этапах патогенеза.
Начало болезни совпадает с выраженным активирующим действием спиртных напитков. Остается открытым вопрос, ответ на который должен иметь и этиологический, и патогенетический смысл: в какой мере свидетельствует о предрасположенности к алкоголизму и в какой мере определяет доброкачественность или злокачественность течения болезни индивидуальная реакция человека на алкоголь? Каковы выраженность у него реакции активации и потребные для этого количества спиртных напитков? Известны линии мышей, добровольно потребляющих алкоголь (С57) и избегающих его (BAL). У животных линии С57 обнаруживаются высокая активность при употреблении малых доз и падение активности — при высоких дозах этанола. Для мышей линии BAL высокая активность характерна при приеме высоких доз, падение активности — малых. Из этого следует, что разные механизмы активируются при одной дозе у разных субъектов. Клинические наблюдения также подтверждают этот факт. При том, что все люди чувствительны даже к малым количествам спиртного, реакция на это количество разная. Кроме того, как мы отмечали выше, конституциональные симпатотоники способны к потреблению больших доз, и алкоголизм у них течет доброкачественнее, малопрогредиентно. В экспериментах и это находит объяснение: предварительная стимуляция ка- техоламинового выброса посредством альфа-метил-р-тиро- зина усиливает активность под действием этанола. Эти данные не противоречат клиническим наблюдениям Ю. В. Шаламайко, который, хотя и считает плохим прогностическим признаком высокую изначальную толерантность, одновременно обнаруживает и яркую вегетопато- логическую симптоматику у таких лиц со злокачественным течением алкоголизма.
В наших же наблюдениях симпатотоники могли поглощать большие количества спиртных напитков без видимых тяжелых признаков интоксикации. Активность в состоянии опьянения у симпатотоников высокая; впрочем симпатото- ническая реакция у конституциональных симпатотоников возникает в ответ на большинство стимулов [Гельгорн Э., Луфборроу Дж.]. У лиц с конституциональным преобладанием парасимпатической настройки лишь малые дозы алкоголя оказывают активирующий эффект; при повышении дозы до средней возникает седативная симптоматика. Пока неясно, какой из этих двух крайних конституциональных типов более подвержен опасности заболеть алкоголизмом. Однако устойчивость к последующему развитию патологического процесса у симпатотоников с высокой функциональной активностью их адренергической системы находит свое объяснение в самой закономерности развития алкоголизма