Прочие ошибочные возражения против вреда алкоголя, которые наи-более часто встречаются.

Говорят, например, так: «Спирт приготовляется из хлеба (крах­мала) и сахара, т.-е. из питательных веществ. Поэтому он и сам должен быть питательным и ни в коем случае не может быть ядовитым». Но ведь из хлеба и сахара яд получается потому, что под влиянием микробов-дрожжей происходит такой особый химический процесс (брожение), когда эти продукты разлагаются и превращаются в совершенно новое вещество — алкоголь с совершенно новыми свойствами, в данном случае ядовитыми. Питательности в нем уже никакой нет и не может быть, потому что от хлеба и сахара ничего не осталось, все

певратилось в спирт, питательность которого, как уже нами разо­брано равна нулю. На самом деле: например, из 1 пуда ржи, в кото­ром содержится:

белков …………………………….…..4,0 ф.

жиров………………………….0,6 ф.

крахмала…………………………….30,0 ф.

солей……………………………..0,5 ф.

воды…………………………………….4,9 ф.

получается на винокуренном заводе послеочисткиприблизительно
8 бутылок чистого 100% винного спирта, в которых содержится:
белков…………………………………..0

жиров…………………………………..0

крахмала……………………………….0

солей …………………………………..0

воды…………………………………….0

Так как в спирт при брожении превращается только крахмал ржи, то получившиеся от брожения остатки питательных веществ ржи, которые не участвовали в брожении (белки, жиры, соли), находятся в барде. Она идет на корм скоту. То же самое превращение питатель­ного крахмала ржи в бесполезный и ядовитый спирт мы имеем и на «заводе» самогонщика с тою только разницей, что он, во-1-х, по­лучает еще более ядовитую жидкость с большей примесью сивушного масла, и, во-2-х, на получение того же количества спирта у него идет больше ржи, чем на винокуренном заводе;так как он работает кустарно.

Это не есть какое-либо исключительное явление. Ведь обычное мясо есть тоже питательный продукт, но если его оставить в теплом месте, то оно, как известно, разлагается и делается ядовитым и не­годным для потребления. Как уже ранее говорилось нами, по суще­ству здесь происходит такой же процесс: под влиянием особых гни­лостных микробов происходит гниение, и мясо тоже разлагается и превращается в новые вещества с новыми (ядовитыми) свойствами. Поэтому бывают, например, отравления колбасой, хотя колбаса и питательна.

В доказательство того, что алкоголь полезен, люди, которым это очень хочется доказать, ссылаются на то, что и врачи прописы­вают больным вино. Но ведь почти все лекарства суть яды, прописы­вается врачами временно и в незначительной дозе при болезни, когда это необходимо, чтобы спасти жизнь человека или облегчить его стра­дания, но из этого не следует, что эти яды необходимы и полезны здоровому человеку, для которого они всегда, как и спирт, не нужны, вредны и опасны. Например, камфора при угрожающем ослаблении сердечной Деятельности может спасти больного человека.Но ведьни один здоровый человек не станет принимать камфору, основываясь на том, что онадаетсябольными, следовательно, полезна.Винопо назначению врачей больные всегда принимают, как лекарство,в небольших количествах: по чайной или столовой ложке и под контро­лем врача. Но ведь вино пьют тогда, когда это совсем человеку не нужно, при чем никто из пьющих вино, конечно, по чайной или столовой ложке его не пьет: пьют рюмками и стаканами, выпивая, обычно, сравнительно большие количества. Тут уже ни о какой пользе вина и речи быть не может. Если, например, столовая ложка какой-нибудь микстуры необходима и полезна больному человеку, то бутылка этой микстуры, выпитая в один раз, уже опасна для больного человека, она вызывает тяжелое отравление, которое может окончиться и смер­тельным исходом. Надо сказать, что есть много врачей, которые ни­когда не дают больным алкоголь, да и вообще врачи в последнее время приходят к убеждению, что алкоголь не надо прописывать, так как его с успехом можно заменить другими средствами.

Начало потребления спиртных напитков уходит в глубь времен,за несколько тысячелетий до нашего периода. Поэтому приходится слышать иногда такого рода рассуждения: «Если алкоголь есть жестокий яд, если он ведет население к вырождению, если он делает свое злое дело из рода в род, в течение тысячелетий, то почему же не наступает это вырождение? Напротив, человечество все время идет по пути прогресса, и с каждым годом обогащаются завоевания человеческого ума, делая легче и приятнее жизнь человека. Следовательно, врачи преувеличивают, когда говорят,чтоалкогольведет к выро­ждению». Но ведь дело в том, что раньше пили, как уже об этом гово­рилось, только знатные и богатые люди, которые уже давно попла­тились за это вырождением своего рода. Широкие же массы народа доXVстолетия были почти совершенно свободны от алкоголя, так как он был для них, во-1-х, недоступен, а,во-2-х, им и запрещалось] пить. Следовательно, народ сохранил в себе источник умственных и физических сил. Особенно губительная работа алкоголя стала обрушиваться на весь народ только в последние столетия. Поэтому результаты общего вырождения еще не успели сказаться в полной мере.Но во всяком случае с несомненностью можно утверждать, что народы успели значительно пострадать от спиртных напитков, и если бы они в прошлом были трезвы, то человечество могло бы быть сильнее телом и крепче духом, и, может быть, еще более мощные завоева­ния человеческогоумабылибытеперьдоступнычеловечеству. Конечно, в деле ослабления физического и умственного состояния народов имели громадное значение общие невзгоды народной жизни: нищета, болезни, тяжелый труд и т. д., но и алкоголю принадлежит в этом грустном деле одно из первых мест.

Наконец, и так рассуждают: «Если алкоголь разрушает умствен­ные способности человека, то почему же бывает, что пьяницы окачи­ваются самыми способными и самыми талантливыми людьми? Бывает например, что лучшие мастера загуливают, и без них никто другой бы и трезвый, работу выполнить не может. Или известно, например, что некоторые наши большие художники и писатели сильно пили. Если бы алкоголь был такой сильный яд для мозга, то тогда и способные и талантливые люди не проявили бы себя.

Однако, погулял человек, протрезвился, и опять у него работа закипела. Значит алкоголь—рассуждают они — на мозг не действует,УМи способности пьющего не разрушает. Это все доктора выдумывают илипреувеличивают».

Дело в том, что талантливые люди родятся с своими талантами и способностями. Приобрести их нельзя, их можно только развить работой и здоровой жизнью, но можно и погубить — бездельем и нездоровой жизнью. Гибнут таланты и от пьянства. Так и говорят: «пропил талант», «сбился с круга» и т. д. Если человек пьет и в то же время проявляет свой талант, то это значит, что талант у него так велик, что и алкоголь не может заглушить его вполне. Но если бы он не пил, то, конечно, он еще больше и еще лучше проявил бысебя.

Несчастье для них и несчастье для страны, которая теряет эти таланты, — их страсть к спиртным напиткам. Наша страна много талан­тов потеряла от алкоголя. Недавно например, погиб у нас так пре­ждевременно и так печально поэт Есенин. В его поэтическом творче­стве получился разлад сдействительностью, он запили такписал про себя:

«И я склонился над стаканом:

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить в угаре пьяном…»

Л. Н. Толстой в своем произведении «Длячеголюдиодур­маниваются» пишет: «но отчего же люди не пьющие ине курящие находятся на умственном инравственном уровне несравненно низ­шем против людей пьющих и курящих? Ипочему люди пьющие и курящие часто проявляют самые высокие и умственные и душевные качества?

Ответ на это, во-первых, тот, что мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы не пили и не курили. Из того же, что люди духовно-сильные, подвергаясь прини­жающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще большие, если бы они не одурманивались.

Очень вероятно, как мне говорил один мой знакомый, что книги Канта не были бы написаны таким странным и дурным языком, если бы он не курил так много.

Во-вторых же, надо не забывать то, что чем ниже умственно инравственно человек, тем менее он чувствует разлад между сознанием и жизнью, и потому тем менее он испытывает потребность одурманивания, и что потому так часто и бывает то, что самые чуткие натуры—которые болезненно чувствуют разлад жизни и совести,—предаютсянаркотиками погибают от них».