Этическая сторона вопроса

Этическая сторона вопроса.

Нельзя оставить без внимания и этическую, нравст­венную сторону вопроса о преждевременном потреблении алкоголя детьми и о злоупотреблении им молодыми людьми. Для самого человека, для его семьи, наконец, для того общества, в котором он живет, и для государства, которому он принадлежит, парализующее влияние алкоголя на нравствен­ную силу, на характер, на идеальные стремле­ния, одним словом, на этическую сторону лич­ности имеет огромное значение. Мальчик или моло­дой человек, привыкший к употреблению спиртных напитков, вследствие ослабляющего силу его воли влияния алкоголя, мало- помалу теряет власть над своими страстями, в особенности над дурными инстинктами и наклонностями; он теряет способность успешно и энергично сопротивляться соблазнам, которые его молодому и пылкому воображению представляются со всех сто­рон; он теряет стремление к хорошему, возвышенному и стано- вится жертвой низменных страстей; он в конце концов не оста­навливается даже неред преступлением и нередко кончает само­убийством. Врачи и юристы в своей практике довольно часто встречаются с такими субъектами, печальными жертвами алкого­лизма, зародыш которого еще в ранней молодости был заложен в восприимчивую почву детского организма неразумным поведени­ем окружающих. Ввиду всего этого проф. Hilty в Берне энерги­чески высказывается против существующего между студентами, и притом часто вынужденного студенческими нравами и обычая­ми, злоупотребления спиртными напитками. «Германские универ­ситеты, — говорит он, — которые в свое время были рассадниками всего идеального и возвышенного, оплотом против распростране­ния сибаритства и низменного материализма, в настоящее вре­мя—мы должны заявить об этом с грустью и краснея—перестали быть передовыми постами идеализма; от них именно исходит на­стоящий апофеоз и систематический культ пьянства, весьма дурно влияющий на все остальные слои общества». Это — весьма силь­ные, беспощадные слова, которые многим не понравятся, и про­фессору Hilty, как представителю одного из университетов, против которых они направлены, наверное было нелегко произнести их; но, очевидно, современная университетская жизнь дала автору достаточные основания для такого открытого, строгого обвинения. Несомненно также, что явление, осуждаемое проф. Hilty, наблю­дается и в университетах других стран, в более или менее значи­тельной степени, и что повсюду немалое число студентов стано­вится жертвами алкоголизма. Еще хуже, конечно, что и гимна­зисты во многих местах подражают в этом отношении студен­там и нередко наносят себе непоправимый ущерб, с ранних лет приучаясь к систематическому потреблению спиртных напитков.

Мы теперь находимся перед в высшей степени важным во­просом об организации борьбы против злоупо­требления алкоголем молодежью, против привычки поль­зоваться спиртными напитками среди детей и молодых людей. Что нужно делать, какие принять меры не только для того, чтобы побудить молодое поколение к отказу от этих опасных вкусовых средств, но и для того, чтобы убедить родителей, воспитателей и все общество в необходимости не поддакивать, не потворствовать потреблению алкоголя своими сыновьями и воспитанниками, а всячески противодействовать этому пороку и уничтожить зло в самом зародыше. Мы не должны скрывать от себя, что это — задача нелегкая, так как злоупотребление алкоголем составляет одну из темных сторон нашей современной культурной жизни. Алкоголизм детей тесно связан с алкоголизмом взрослых. Не дети первые предавались пьянству, а взрослые. Алкоголизм не шел снизу — вверх по возрастной лестнице; наоборот он шел сверху вниз. Наклонность к подражанию старшим в значительной степе­ни создала и продолжает создавать алкоголиков среди детей.

Отсюда следует, что нужно начать борьбу против злоупотребления алкоголем, скажем больше — против упо­требления спиртных напитков вообще, со стар­ших. Молодежь сама собой перестанет пить, если она не будет иметь постоянно перед глазами пример «отцов». С этой точки зре­ния мы, конечно, с удовольствием встречаем все стремления, на­правленные к уменьшению пьянства и к совершенному прекраще­нию его, к полному воздержанию от спиртных напитков среди народонаселения вообще. Все меры, предпринимаемые в этом от­ношении государством, самим обществом или отдельными лично­стями, заслуживают нашей глубочайшей симпатии, потому что всякий успех их будет благотворно отражаться и на молодом поколении. Все законодательные меры и инструк­ции, регулирующие производство и продажу спиртных напитков, ведущие к сокращению чис­ла водочных заводов и кабаков, — все, что делается для улучшения питания народных масс (потреби­тельские общества,дешевые столовые и проч.) или для доставления народобразования или не связанных с потреблением алкоголя развлечений (народные двор­цы, театры, библиотеки, публичные лекции и т. п.), — все, что предпринимается для улучшения жилищных условий малосостоятельной части населения, в особенности в больших городах, — все старания, направленные к распро­странению обществ трезвости среди различных групп взрослого населения и к замене кабаков чай­ными или кофейнями, — все это косвенно влияет и на отношение молодежи к спиртным напиткам, все это имеет огромное воспита­тельное значение.

Но помимо этой общей борьбы, имеющей непосредствен­ной целью уменьшение алкоголизма среди взрослых, могут быть указываемы и такие меры, которые должны быть направ­лены специально к обереганию от этого зла молодого поколения ик изгнанию спиртных напитков из числа вкусо­вых веществ, употребляемых детьми или молодыми людьми. На этих мерах мы здесь и остановимся.

Мы видели, что очень часто вина в преждевременном потреб­лении алкоголя детьми падает на родителей, которые не толь­ко своим примером показывают молодому поколению путь к алкоголизму, но очень нередко, руководимые ложными взглядами на «целебное», будто бы, свойство алкоголя, приучают своих детей к спиртным напиткам из вполне искреннего желания им помочь и в пол­ном убеждении, что они делают им добро. Так поступают, между прочим, и родители, которые сами вовсе не пьют или пьют весьма умеренно и которые с отвращением относятся к пьяницам. Они, конечно, «не ведают, что творят», и не знают, что они своего лю­бимца — сына, которому от всего сердца желают добра, подверга­ют большой опасности. Выяснить подобным родителям действи­тельное, пагубное влияние алкоголя на детский организм, а вместе с тем — настоящее значение их поступков, показать им, непоправимый вред причиняет детям тот невинный на пер­вый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина», кото­рый они получают за столом, во время прогулки, в случае недомо­гания и прочее, составляет первую задачу лиц, желающих спас­ти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь вра­чам представляется широкое поле плодотворной деятельности. Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом бла­гополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить родите­лям, что они совершают преступление, содействуя преждевремен­ному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это — свя­тая обязанность врача. Публичные лекции и толково со­ставленные брошюры, содержание которых доступно неспециали­сту, могли бы дополнять живое слово врача.

Великая роль в предохранении молодого поколения от прикос­новения с алкоголем принадлежит школе и ее представи­телям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой. Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от нее зависящее, чтобы ее воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное значе­ние школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает соот­ветствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет на­прасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело мо­жет обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем мо­лодому организму, может их предостерегать от употребления его и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воз­держания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы учи­теля были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и эле­ментарные сведения из анатомии и физиологии) в учитель­ских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных мас­сах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естествен­ным путем — через школу, через молодое, восприимчивое ко все­му хорошему поколение.